Полемическая статья о развитии рынка компьютеров "для дома и семьи".
PC Magazine/RE logo
(С) СК Пресс 1/96

Компьютер для домохозяйки

Рубен Герр


А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Никколо Макиавелли, "Государь", пер. г. Муравьевой.

Если бы молодой американский миллиардер, фамили которого известна всему компьютерному миру, учился в СССР, он наверняка перефразировал бы афоризм другого знаменитого исторического персонажа: "Каждая кухарка должна научиться управлять... компьютером". (То, что каждая кухарка должна иметь компьютер, - подразумевается.) Деятельность двух легендарных людей, намек на которых содержится в первой фразе, роднит многое: оба, например, посчитали своей задачей переменить жизнь значительной части человечества. Но если приход в большую политику неквалифицированных людей может повлечь за собой (и повлек) самые сокрушительные последствия, то попадание даже такого опасного прибора, как вычислительная машина, в руки кухарки в наихудшем случае окончится тем, что последн увлечется программированием и ее подопечным придетс перейти на концентраты.

В последние десятилетия распространение компьютеров, предназначенных "для дела", ни на какие серьезные препятствия не наталкивалось. Люди, говорившие: "Зачем компьютер, если мой секретарь (бухгалтер, инженер...) сделает все то же самое без особых хлопот и затрат", давно либо переменили свою точку зрения, либо ушли на покой. Если вспомнить историю, компьютеры проникали в офисы и конструкторские бюро более или менее постепенно. Калькуляторы, поначалу механические, затем электронные, там появились уже очень давно, и первые персональные машины воспринимались как настольные калькуляторы, лишь с чуть более широкими возможностями. Вспомним, давно ли перестали заносить в ПЗУ IBM-компьютеров интерпретатор Бейсика, непременной принадлежности настольных калькуляторов предыдущего поколения? Дальше - больше, и вот уже на столах повились более чем серьезные машины, которые своей сложностью привели бы в ужас "белые воротнички" еще десять-пятнадцать лет назад.

Совсем другое дело - компьютеры "для дома и семьи". До сих пор домашние компьютеры особого распространени практически нигде в мире не получили. Они, конечно, есть, но таких компьютеров много меньше, чем того хотелось бы производителям вычислительной техники и программ. Убедить домохозяйку, что домашнее "делопроизводство" - учет расходов и доходов, поваренные книги и пр. - удобнее вести при помощи машины, пока никому не удавалось. Ведь для этого требуется не только убедить, но еще и обучить. А какого-либо прибора, который стал бы "недостающим звеном" между компьютером и прочей домашней техникой, не видно. Игровые приставки и телевизоры на эту роль претендовать никак не могут - они эволюционируют своим путем. Компьютеры домой покупают преимущественно семьи, где уже есть по крайней мере один человек, хорошо знающий, для чего и как он будет эту технику использовать. А мультимедиа-машины, которые в последнее время столь энергично предлагается считать компьютерами для дома, - это, на мой взгляд, и вовсе штуки дл фанатиков. Есть, конечно, люди, которые оснащают свои квартиры аудиосистемами ценой в десятки тысяч долларов, для их обозначения даже термин специальный придумали - аудиофилы; наверняка появится и категори "мультимедиаманов", но много ли их будет? До сих пор фирмы - изготовители компьютеров и программ рассматривали домашний компьютер как чуть преобразованную и "облегченную" офисную систему. Разумеется, перестраивать все производство в расчете на перспективный, но пока еще не устоявшийся рынок с неочевидными запросами - дело весьма и весьма рискованное.

А между тем, кажется, намечается перелом. И связан он с очередным чудом света - Сетью (имеется в виду Internet). Исследования показывают, что значительна часть тех, кто в последнее время в США приобретает компьютеры домой, делают это преимущественно для того, чтобы получить доступ к Сети. Вот тут домохозяйке все ясно: узнать, в каком магазине что и почем, побеседовать с подругой не просто так, а продемонстрировав ей обнову на экране (пусть почти без движения, но такие системы уже есть), узнать последние новости и сплетни как из родного городишка, так и из расположенного на другом конце света - на это можно и потратиться. По прогнозам через несколько лет значительная доля всех коммерческих и финансовых транзакций будет проходить через Сеть, поэтому неудивительно, что сейчас началась настоящая гонка за овладение этой когда-то общественной структурой. Различаются лишь методы и подходы. В этом отношении, на мой взгляд, интерес представляет проект фирмы Oracle. Эта корпорация намерена уже в первой половине 1996 г. выпустить совсем недорогие компьютеры, которые предлагается называть NC (Network Computer - сетевой компьютер). Цены будут от 300 до 1000 долл., причем минимальные модели будут подключаться к бытовому телевизору. Такой компьютер не будет содержать жесткого диска, все программы станут загружаться через сеть. Кроме снижения цены это дает свободу и в развитии программ, и в выборе для пользователей. Программотехническая фирма Oracle отнюдь не собираетс менять направление деятельности - машины по ее лицензии будет выпускать какая-то другая компания, по предварительным данным южно-корейская. Проект перспективный, но увенчается ли он успехом, пока неясно. Вопрос в том, удастся ли сделать новый компьютер столь же простым в обращении, как, скажем, телевизор. Вспомните, случалось ли вам видеть компьютер, который можно было бы просто привезти домой, включить и начать им пользоваться так же, как это бывает с телевизорами? Учиться лучше всего в молодые годы - это аксиома.

Я не сомневаюсь в том, что через некоторое врем обращению с компьютером и Сетью люди станут обучаться в начале жизни, так же как теперь в странах чуть более развитых, чем наша, любой дееспособный человек с полным комплектом рук, ног и глаз в юности получает водительские права. Пока же требуется какой-то толчок, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Очень многие, ненадолго попав в незнакомый город без сопровождающих, ведут себя примерно так: осваивают какой-то небольшой район и в дальнейшем стараются без особой необходимости его не покидать. Так не лучше ли, если в "городе" Internet поначалу будет всего одна улица? Аналогичные проекты вынашивают и другие фирмы, в частности IBM и некоторые японские компании. А связка Intel-Microsoft "гнет свою линию": компьютер в каждый дом - да, но это должна быть полноценная машина, для работы с которой изначально требуются серьезные профессиональные навыки... Однако как бы ни развернулись события, судьба Microsoft опасений не вызывает: в любом случае в крупных организациях еще долго будут работать те ПК, к которым все мы привыкли.

Из всех фирм, выпускающих программы, Microsoft несомненно самая крупная. В вопросе же о том, кто второй, мнения расходятся. Одни считают, что это Novell, другие... Oracle. У обеих этих корпораций значительно меньше, чем у Microsoft, тиражи программ, но и много более высокие цены в расчете на один экземпляр. А если говорить о России, то здесь Oracle пока опережает Microsoft! По объявленным данным, в финансовом году, который завершился в середине 1995 г., АО Microsoft в России имело оборот 12 млн. долл., а Oracle - 13 млн. долл. В это же время штат сотрудников в российских офисах для Microsoft был чуть более 20 человек, а для Oracle - 44. В службе технической поддержки пользователей Microsoft работало два или три человека, а у Oracle - два десятка, причем у Microsoft была одна "горячая" линия против восьми у Oracle. Разумеется, следует учитывать разницу в круге клиентов: с одной стороны, Oracle ориентируется преимущественно на разработчиков, в то время как Microsoft - на конечных пользователей. Но, с другой - у Microsoft много выше и тиражи... Справедливости ради следует отметить, что отношение к технической поддержке АО Microsoft к концу 1995 г. сильно улучшилось: теперь там больше и телефонных линий, и людей, но пока некоторое опережение Oracle сохраняется. А вот о том, которая из фирм проявляет дальновидность - та, что вкладывает деньги в России, или та, которая оттягивает эти вложения до последнего момента, - судить читателю.