О цифровых фотокамерах (студийных, внестудийных, бытовых) и их работе с Macintosh
PC Magazine/RE logo
(С) СК Пресс 1/96
MacUser, November 1995, p. 82

Перспективы фотографии

Брюс Фрейзер (при участии Питера Гоулда и Стивена Джонсона)


Цифровая фотография продолжает сулить нам беспленочное будущее, но на что способны сегодняшние камеры?

Разговор о цифровых камерах неизбежно вызывает блеск в глазах у сотрудников "электронных" издательств. Не нужно больше ждать, когда будет обработана пленка, и беспокоиться о незаменимой пленке, ушедшей из ваших рук. Не придется тратить время и деньги на просмотр и объяснения оператору, что именно вы хотите. Вместо всего этого вы получите чисто цифровое изображение, готовое для редактирования. Если вы подумали, что все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вы не ошиблись. В нашем практическом исследовании сегодняшнего состояния дел с цифровыми камерами снова и снова всплывает одно и то же слово: компромисс.

С одной стороны, как оказалось, мы постоянно изумлялись тому, что позволяют делать цифровые камеры. С другой стороны, мы обнаружили, что эти камеры - постоянный источник крушения надежд, неудовлетворенности и разочарования, правда, за несколькими существенными исключениями. Но даже эти исключения не были свободны от компромиссов, однако мы знали их ограничения заранее.

Мы рассмотрели три типа цифровых камер: студийные (цена от 5 до 36 тыс. долл.), которым для работы требуется базовый компьютер и которые, как правило, не имеют встроенной памяти для хранения изображений; внестудийные (полевые) камеры (цена от 11 до 28 тыс. долл.), сохраняющие изображения в камере и работающие как автономные устройства, не требуя наличия компьютера Mac; и наконец, новое поколение бытовых камер (цена менее 1000 долл.), в которых беспленочная техника сочетается с простотой обращения ("выбери кадр и нажми спуск"). В общей сложности мы просмотрели 16 камер, позволяющих переносить снятые изображения в компьютер Mac (см. таблицы сравнения характеристик для каждой категории камер).

Каждый тип камер предназначен для определенной цели и категории объектов, поэтому, чтобы сориентироваться, мы сделали ряд снимков. Для студийных камер мы выстроили на столе натюрморт с широким диапазоном тонов, включая ярко высвеченные места, глубокие тени и насыщенные цвета. Внестудийные камеры предназначены дл условий реального мира, с которыми приходится иметь дело фотожурналистам, так что мы вышли с такими камерами на улицы, чтобы сфотографировать Сан-Франциско во всей его туманной красе и славе. Бытовые камеры мы использовали, чтобы сделать ряд снимков "навскидку" как внутри, так и вне помещений, как мы обычно делаем это с аналогичными традиционными фотоаппаратами дл моментальных снимков.

Просмотрев полученные непосредственно с камер изображениям, мы поступили так, как, наверно, сделал бы любой профессионал: воспользовавшись программой Adobe Photoshop, мы провели цветовую коррекцию. В коррекции нуждались все изображения. На каждом мы выбирали точку, которая, как мы себе представляли, должна была быть нейтральной (в нашем случае центр буквы О в прямоугольнике рекламы Rice-A-Roni), и регулировали баланс белого, чтобы выбранная точка стала нейтральной. При других коррекциях мы только устанавливали контраст и маскировали нерезкость.

Камера и ее окружение

Разделять камеры по категориям: студийные, внестудийные и бытовые - удобно, но есть и другой, не менее важный способ классификации. Термин "цифрова камера" фактически охватывает несколько разных типов устройств, имеющих свои сильные стороны и свои ограничения (см. врезку "Моментальная съемка"). Различия между ними позволяют разбить их на категории.

"Камеры с задней разверткой", или "камеры со сканированием в плоскости изображения" (Scanning-back camera) работают так же, как большинство сканеров, т. е. по принципу просветного сканера. Сканирующа головка, содержащая линейку светочувствительных ПЗС (прибор с зарядовой связью), перемещается поперек изображения, создавая в каждый момент времени одну строку элементов изображения (пикселов). Это единственный принцип построения цифровых камер, который позволяет получать изображения с очень высоким разрешением, но время экспозиции может измерятьс минутами, что делает технику задней развертки непригодной для регистрации движущихся объектов (хотя с его помощью можно получать интересные результаты, что подтверждается фотографией моста Золотых Ворот, сделанной Стивеном Джонсоном).

Еще большую проблему представляет невозможность пользоваться обычной фотовспышкой, создающей очень яркий, но весьма кратковременный световой импульс. Вместо этого приходится использовать непрерывное освещение - причем с изобилием света, если вы хотите иметь какую-то глубину резкости, - от немерцающего непрерывного источника, потребляющего массу электроэнергии и генерирующего иногда колоссальное количество тепла. В результате метод заднего сканирования может оказаться непригодным для таких нетеплостойких объектов, как губная помада, нежные ткани и множество пищевых продуктов. Кроме того, фотографу приходится многократно переустанавливать освещение. Но поскольку цифровое изображение получаетс столь же оперативно, как снимки, сделанные камерой Polaroid, проверить освещение можно немедленно.

В трехкадровых цветных камерах используетс двумерная матрица светочувствительных элементов, регистрирующая объект. Плоские матрицы значительно дороже линейных и имеют гораздо меньшее разрешение. Каждый элемент матрицы дает один пиксел изображения. Экспозиция производится с фотографической скоростью, так что можно пользоваться освещением от обычной вспышки, но для получения цветного изображения нужно сделать три отдельных снимка через три цветных фильтра - красный, зеленый и синий. А это значит, что вы не можете делать цветные снимки движущихся объектов.

Однокадровая цветная съемка - Чаша Грааля в цифровой фотографии. Теоретически однокадровая цветная камера работает точно так же, как пленочный фотоаппарат. Такие же времена экспозиции означают, что нет необходимости в специальном освещении, и, в отличие от цифровых камер других типов, однокадровые цветные устройства в состоянии фиксировать сцены реальной жизни. Звучит великолепно? Однако и здесь не обходится без некоторых компромиссов.

Существуют два основных способа получени однокадровых цветных снимков. В камерах с вычислением цветов используется матрица из полосок, т. е. плоска матрица ПЗС с красным, зеленым и синим фильтрами, наложенными прямо на матрицу. Каждый элемент матрицы воспринимает один цвет, а далее производитс интерполяция элементов исходного изображени (программным путем), чтобы создать файл с таким же разрешением, как у матрицы. Каждый RGB-пиксел в конечном изображении "вычисляется" по красному (R), зеленому (G) и синему (B) пикселам исходного изображения. Камеры с вычислением цветов способны создавать на изображении причудливые артефакты: все рассмотренные нами камеры в той или иной степени обладали этим свойством.

В камерах с тремя матрицами, которые представляют второй способ однокадровой цветной съемки, используютс три двумерные матрицы и расщепление приходящего света на красную, зеленую и синюю компоненты, причем кажда компонента направляется на свою (одну из трех) матрицу. Теоретически, поскольку каждый цветной пиксел получен по реальным данным от одного красного, одного зеленого и одного синего чувствительных элементов, этот метод должен был бы давать изображение более высокого качества, чем метод с вычислением цветов. Однако конструкция с тремя матрицами стоит дорого, а размещение трех матриц и оптики, необходимой дл расщепления света на красную, зеленую и синюю компоненты с жесткой фиксацией относительного расположения цветовых каналов представляет собой серьезную техническую задачу. Единственная камера с тремя матрицами, которую мы испытали, была Sony DKC-5000 (CatsEye - "Кошачий Глаз"); к сожалению, теоретические предсказания не подтвердились.


МОМЕНТАЛЬНАЯ СЪЕМКА

КАК ЦИФРОВЫЕ КАМЕРЫ РЕГИСТРИРУЮТ ЦВЕТА

Камера с задним сканированием

Линейная ПЗС-матрица с встроенными в нее трем цветными фильтрами ("трехлинейная матрица") регистрирует данные об изображении по одной строке пикселов за раз - для красного, зеленого и синего цветов. Поскольку каждый пиксел изображения строитс по данным о содержании истинно красного, зеленого и синего цветов, цвета получаются более точными, чем с другими методами. Трехлинейная матрица может содержать множество светочувствительных элементов, так что разрешающая способность менее ограничена. Однако время сканирования каждого изображени доходит до нескольких минут, что делает эти камеры непригодными для фотографирования движущихс объектов или при работе со вспышками.

Трехкадровая цветная камера

Плоская ПЗС-матрица воспринимает данные о цветном изображении через вращающийся диск с цветными фильтрами, установленный на камере; для каждого цвета делается отдельная экспозиция. Как и в камере с задним сканированием, этот метод позволяет строить каждый пиксел из истинных цветов - красного, зеленого и синего. Но, в отличие от линейной матрицы, размеры плоской матрицы ограничивают разрешение. Поскольку требуются три отдельные экспозиции, такие камеры не годятся для движущихс объектов, но могут работать с лампами-вспышками.

Однокадровая цветная камера с одной матрицей

Как и в трехкадровой цветной камере, в однокадровой камере с одной матрицей, известной также как камера с вычисляемым цветом, используется плоская матрица. Но регистрация данных о цветах изображени производится не через отдельные фильтры; вместо этого на поверхность ПЗС-матрицы нанесена пленка, содержащая красные, зеленые и синие элементы. Данные об изображении для каждого пиксела регистрируютс только в одном из трех цветов - например, в красном. Для добавления к нему надлежащих долей зеленого и синего программа обработки интерполирует данные о цветах соседних пикселов. Эти вычисления, выполняемые программой, могут вызывать появление на изображении артефактов; если какая-либо мелка деталь попадает только на один ПЗС-элемент, то никакой цветовой информации из соседних пикселов извлечь нельзя. Поскольку требуется всего одна экспозиция, однокадровые камеры обеспечивают регистрацию реальных изображений.

Однокадровая цветная камера с тремя матрицами

Камера содержит три плоские матрицы и призму, направляющую свет на матрицы, так что в некоторых камерах каждая матрица регистрирует только один цвет. В других - объединяются плоская матрица с вычисляемым цветом, содержащая красный и голубой фильтры, и две дополнительные матрицы с зелеными фильтрами (наши глаза более чувствительны к зеленому цвету). В этом случае требуется интерполировать только два цвета, что уменьшает подверженность таких камер артефактам по сравнению с камерами с одной матрицей. Три матрицы дают больше цветовой информации, но при более высокой цене за пиксел и в общем эти камеры имеют меньшее разрешение.


Студийные камеры

Студийная фотография - наиболее созревшая область рынка для цифровых камер; среди восьми испытанных нами студийных камер имеются представители всех только что описанных технологий. Большинство студийных цифровых камер, строго говоря, вовсе не камеры; они представляют собой цифровой чувствительный элемент, заменяющий кассету с пленкой, который устанавливается в традиционную пленочную камеру, стоимость которой не включена в цену цифровой камеры. Студийная фотографи по самой своей сути лучше приспособлена к использованию цифрового устройства, чем внестудийная, благодар возможности контролировать освещенность и объект съемки. Цифровая техника несет с собой и очевидные выгоды. Так, например, нет необходимости пользоватьс камерой Polaroid для проверки освещения, экономятс деньги на пленку и ее обработку и нет необходимости ждать, когда пленка будет обработана, чтобы увидеть, получили ли вы на снимке то, что хотели, - достаточно просто посмотреть изображение на компьютере; поэтому можно обойтись гораздо меньшим числом снимков, чем обычно делается при съемке на пленку.

Это полезная возможность, так как цифровые камеры создают большой объем информации. При наших испытаниях студийных камер мы оставляли только те снимки, которые, как мы считали, были лучшими из того, что можно было получить. Даже при пяти снимках на камеру (т. е. всего 40 изображений) мы закончили, набрав более 1 Гбайт информации. И с работавшим вовсю Power Mac 8100 открыть, отредактировать и организовать все эти изображения оказалось весьма утомительным делом. Прослеживание и занесение в каталог файлов могут быстро стать главной проблемой в организации производства независимо от того, какого типа цифровую камеру вы используете.

Три из испытанных нами цифровых камер - Dicomed Digital Camera Back, Leaf Lumina и Phase One PhotoPhase - были с задним сканированием. В камере Lumina используется специализированный корпус с объективом Nikon, тогда как PhotoPhase и Dicomed Digital Camera Back представляют собой фильмовые задние стенки камер, которые могут работать с любой камерой прямого видения (например, типа "Фотокор". - Прим ред.) 4х5 или (если у вас есть подходящий адаптер) с некоторыми камерами среднего формата. И хотя их возможности меняются в широких пределах, все они требуют сильного постоянного освещения. Немерцающие люминесцентные лампы KinoFlo, которые мы использовали в студии, фактически не позволяли решить проблему: нам приходилось жертвовать глубиной резкости, чтобы обеспечить приемлемые экспозиции. В условиях реального производства потребуется либо огромное количество люминесцентных ламп с высокочастотным питанием, либо лампы накаливания на несколько киловатт, например типа HMI.

Два основных недостатка камер с задним сканированием - это жесткие требования к освещению и невозможность снимать движущиеся объекты, но их главное преимущество - высокое разрешение. Камеры PhotoPhase и Dicomed могут создавать файлы объемом более 100 Мбайт, т. е., достаточно большие почти для любой разумной цели, включая создание изображений для афиш и рекламы.

Изображения, получаемые на камере Lumina, имеют дефекты цветопередачи, требующие большой дополнительной обработки. Блестящие объекты имеют заметное цветное окаймление; мы обратили внимание также на выраженные штрихи вдоль направления движения сканирующей головки. Положительные особенности данной камеры: - во-первых, это одна из самых дешевых студийных камер на рынке; во-вторых, в условиях ограниченной освещенности она дает самую большую глубину резкости по сравнению с двумя другими камерами с задним сканированием. Изображения пригодны для полиграфических работ среднего уровня и некоторых промышленных применений, где точность передачи цвета не считается самым важным фактором.

Камера PhotoPhase, хорошо передающая детали в светлых местах, пригодна для гораздо более серьезной работы. Для получения надлежащего контраста и нейтрального цветового баланса изображения требовали лишь минимального редактирования. Находящиеся в фокусе части изображения были резкими, не имели следов нежелательных артефактов и тенденции к размыванию света на блестящих объектах. Программное обеспечение этой камеры позволяет сохранять настройку ее параметров и использовать их повторно, повышать резкость изображений в реальном времени и соединять камеру с системой цветовой обработки FotoTune фирмы Agfa дл автоматического преобразования цветов из системы RGB в CMYK.

Камера Dicomed показала поразительные результаты, даже в условиях ограниченной освещенности; она удивительно передавала детали и тонкие оттенки цветов, что ставило ее вне конкуренции. Поставляемое с камерой программное обеспечение позволяет выполнять тонкую настройку камеры, но не содержит средств редактировани изображений после съемки.

Единственная имевшаяся у нас трехкадровая цветна камера Leaf DCB II создает цветное изображение, дела три отдельных снимка через красный, зеленый и синий фильтры, установленные на диске с электроприводом. Вследствие этого камера не может делать цветные снимки реальных подвижных объектов, но дает поразительно хорошие черно-белые портреты.

В комплект камеры DCB II входит самое лучшее программное обеспечение среди всех имеющихся студийных камер. В большинстве камер для регистрации каждого цвета используется не менее 12 бит внутри, но при выводе эта величина ограничивается 8 бит (всего 24 бит). В DCB II используется 14 бит на цвет, и в программу обработки передаются все 42 бит. При обработке вы можете установить уровни черного и белого, добиться баланса белого и воспользоваться кривой контрастов. Сочетание превосходного качества данных, фиксируемых камерой, и эффективной программы обработки позволяет легко и быстро создавать великолепные изображения. А если добавить еще возможность пользоваться обычными лампами-вспышками, то вы получаете систему, способную начать приносить доход почти немедленно. Этот плюс заставил нас выбрать DCB II победителем в данной категории.

По сравнению с DCB II камера Leaf Catchlight из категории однокадровых цветных камер оказалась полным разочарованием. Фирма Leaf извлекла все, что могла, из использования в камере Catchlight запатентованной цветной маски, наложенной на ПЗС-матрицу и содержащей четыре цвета (вместо обычных красного, зеленого и синего), чтобы обеспечить лучшую цветопередачу и создавать меньше артефактов.

Для съемки неподвижных объектов Catchlight просто непригодна, так как создает бросающееся в глаза цветное окаймление и отчетливые повторяющиеся контуры объектов по всей площади изображения. Мы понимали, что было бы нечестным рассматривать камеру Catchlight, ориентированную на портретную съемку, исходя из наших требований к снимкам неподвижных объектов, поэтому дополнительно сняли ряд портретов. Эта камера передает более мягкие детали портретов лучше, чем резкие кра неподвижных предметов; тем не менее мы нашли изображение неконтрастным и ненасыщенным, с тенденциями расплывания цветов, включая даже непривлекательный случай затекания цвета губной помады на зубы. Расплывание цветов исключает эту камеру из числа пригодных для интенсивной работы с фото для журналов мод - ткани с выработкой получаются лишь не очень хорошо.

Камера Catchlight требует проведения отдельного шага обработки для интерполяции цветовых данных. Глядя на исходное изображение, вы не можете сказать, будет ли обработанное изображение содержать недопустимые артефакты, так что вам придется ждать еще восемь минут, чтобы выяснить, пригоден ли снимок.

Еще одна однокадровая цветная студийная камера - Kodak Professional DCS 465 Digital Camera Back - произвела на нас в общем более положительное впечатление. Для нее тоже характерна некоторые артефакты - хаотические проблески (пятнышки) оранжевого и синего цветов, которые мы решили считать артефактами фирмы Kodak, но они были сравнительно слабыми, и их можно было удалить вручную в программе Photoshop или посредством специального фильтра, входящего в комплект видеоускорителя PowerShop DSP фирмы Adaptive Solutions. Тому, кто раздумывает о покупке DCS 465 или DCS 460, следует также подумать о приобретении платы PowerShop: в ней не только используется специальный фильтр, но она еще и ускоряет прием изображения из камеры и позволяет переносить его в 48-бит цветовое пространство программы Photoshop. Фирме Kodak следует ввести в продаваемые комплекты DCS 465 и 460 плату PowerShop. Как только мы запустили фильтр PowerShop для удаления артефактов, осталось провести лишь небольшую коррекцию дл установки баланса белого и контраста.

Единственная однокадровая камера Sony DKC-5000 (CatsEye) с тремя матрицами, которую мы могли испытать, представляет собой по существу видеокамеру с трем матрицами, переделанную для съемки неподвижных объектов, у этого устройства низкого разрешения явно недостаточный динамический диапазон. Более серьезна трудность состоит в том, что ее почти невозможно фокусировать. Единственная имеющаяся обратная связь - через небольшой видеомонитор (можно подключить внешний видеомонитор фирмы Sony, но это плохая замена оптическому видоискателю). Камера сохраняет изображени в памяти, так что вы можете сделать целую пачку снимков и снимать "поверх" тех снимков, которые вам не понравились, прежде чем передавать их в Photoshop на обработку. Баланс белого у этой камеры неплохой, но, учитывая ее недостатки, мы вынуждены характеризовать ее как бывшее когда-то интересным изделие, время которого уже прошло.

Наш последний участник конкурса студийных камер - это интересный гибрид - KanImage GA Camera System. В ней используется плоская матрица, а перед светочувствительным элементом помещен вибрирующий стеклянный клин. В результате матрица воспринимает несколько изображений, слияние которых дает изображение более высокого разрешения. К сожалению, здесь объединяются худшие особенности однокадровых цветных камер и камер с задней разверткой - относительно низкое разрешение и экспозиции, слишком длительные дл использования обычных ламп-вспышек.

Камера KanImage дает худшие из всех студийных камер изображения с недостаточным динамическим диапазоном и глубоким перенасыщением: все наши попытки откорректировать его оказались безуспешными. Что бы мы ни делали, мы не могли избавиться от зеленовато-голубых теней. Более сильное освещение могло бы сделать этот дефект менее заметным, но не позволило бы избавиться от него. Как и у камеры Sony CatsEye, светлые дни KanImage остались в прошлом.

Внестудийные камеры

Самый передний край цифровой фотографии в настоящее время - это внестудийные (field) камеры, и продавцы традиционных камер борются за сохранение своего положения. В некоторых отношениях цифровые внестудийные камеры выглядят в значительной степени как соответствующие им аналоговые. В трех из испытанных нами камер объединены корпуса обычных 35-мм камер и цифровые "задники". Четвертая камера Nikon E2s Digital Camera - совместная разработка фирм Nikon и Fuji, представляет собой ручную цифровую камеру. Кроме того, две из студийных камер, а именно Dicomed и Kodak DCS 465 имеют собственные накопители и, следовательно, могут работать автономно за пределами студий. Однако вместо DCS 465 для работы вне студии мы взяли цифровую камеру Kodak Professional DCS 460, в которой используется такая же электроника, как в DCS 465, но размещенная в более удобном корпусе 35-мм камеры.

Испытанные нами внестудийные камеры представляли собой однокадровые цветные аппараты с линейными матрицами. Самая острая конкуренция возникла среди камер среднего класса, сохраняющих от 1 до 1,5 млн. пиксел на одно изображение. Мы рассмотрели три камеры этого класса: Kodak Professional DCS 420 Digital Camera, Kodak Professional EOS-DCS 5 Digital Camera и Nikon E2s Digital Camera. По отношению ко всем трем мы испытывали смешанные чувства: в один момент они вызывали благоговейное восхищение, а в следующий - представлялись ужасными.

Две камеры среднего класса фирмы Kodak были очень похожи. Разница была связана с использованием в них разных корпусов - от камер Nikon N90 и Canon EOS-1. Спор между фирмами Nikon и Canon прошел незамеченным в фотографических кругах, так что Kodak предложила камеры для сторонников обеих платформ. Мы нашли, что обе камеры вели себя одинаково, за исключением того, что камера EOS-DCS 5 в корпусе Canon неизменно создавала зеленый оттенок, а DCS 420 в корпусе Nikon - пурпурный почти точно такой же интенсивности. Представитель фирмы Kodak объяснил, что различие связано с разницей в заложенных в камеры таблицах коррекции.

Светочувствительный элемент в камере занимает значительно меньше места, чем 35-мм пленка, для которой были сконструированы корпуса камер, а это существенным образом изменяет поведение камер. Во-первых, более чем удваивается эффективное фокусное расстояние объективов, так что широкоугольный объектив становится коротким телеобъективом. 28-мм объектив, поставляемый с камерами, имеет такое же поле зрения, какое обеспечивает 70-мм объектив на пленке. Далее, площадь, занимаемая изображением в видоискателе, уменьшается до небольшого прямоугольника в центре поля зрения, так что необходимо научиться компоновать кадр по такому значительно меньшему участку.

Когда мы в течение четырех дней пользовались этими камерами в Сан-Франциско в погодных условиях от тумана и сплошной облачности до ясного солнечного дня, мы выяснили также, что малый размер матрицы полностью нарушает работу экспонометров, встроенных в обе камеры. Корпуса камер - от современных однообъективных зеркалок с совершенными встроенными измерителями, обеспечивающими точные экспозиции пленки, просто не очень подходят для ПЗС-матриц. Частично проблема состоит в том, что чувствительность матрицы, видимо, ближе к эквивалентной чувствительности пленки 80 ISO, чем к номинальным 100 ISO. И хотя на камере DCS 420 вы можете изменить настройку чувствительности, после каждого снимка она возвращается на 100 ISO, а камера EOS-DCS 5 просто не позволяет установить чувствительность меньше 100. В облачные дни встроенный экспонометр давал нам изображения, недоэкспонированные примерно на 4/3 деления диафрагмы, в солнечные дни изображения были недоэкспонированы примерно на полделения диафрагмы. Кроме того, эти камеры были значительно более склонны к созданию артефактов, чем их близкие "родственники" DCS 460 и DCS 465, обладающие более высоким разрешением.

Самой большой проблемой с этими двумя камерами было то, что даже после четырех дней интенсивной работы с ними мы, нажимая на спуск, все еще не представляли, правильная ли установлена экспозиция. Честно говоря, изучение всех причуд пленки тоже требует немало времени, но современная зеркальная камера сильно помогает вам в этом. А с цифровыми чувствительными элементами показания встроенного экспонометра просто ненадежны.

Совершенно иным делом оказалась работа с камерой Nikon E2s. Эта камера, разрабатывавшаяся с самого начала как цифровая, имеет точный экспонометр, а чистое и яркое изображение занимает всю площадь видоискателя. Камера имеет такие же регулировки, как и 35-мм зеркальные камеры Nikon высшего класса, как N90, плюс селектор баланса белого, селектор качества (позволяющий регистрировать как изображения без сжатия, так и сжатые по четырем уровням JPEG) и селектор чувствительности, переключающий эквивалентное значение ISO в пределах от 800 до 1600.

Камера имеет внутреннюю оптическую систему, котора дает вам возможность использовать стандартные объективы Nikon. Диафрагма объектива остается полностью открытой, а управление апертурой производится во внутренней оптике. Объективы с минимальной апертурой F 1:4 и меньше вызывают виньетирование изображения - заметное потемнение изображения вблизи углов - что вообще не позволяет использовать объективы Nikon. Реально дл работы нужен объектив с апертурой больше F 1:4; иными словами, необходим более дорогой объектив.

В камере Nikon E2s используется быстрая флэш-память на PC Card (Type I PCMCIA), вместо используемой в камерах Kodak памяти на жестком диске (PC Card Type III PCMCIA), и, в отличие от камер фирмы Kodak, Nikon не имеет приспособления для подключения камеры к компьютеру Mac; поэтому для переноса изображений в компьютер вам придется пользоваться считывателем с PC Card. Карты с флэш-памятью стоят дороже, чем карты с жесткими дисками, а на 15-Мбайт карте помещается только пять несжатых изображений, так что стоимость хранени изображений в камерах Nikon растет стремительно.

Изображения, полученные нами на Nikon E2s, разочаровали нас. Чтобы избавиться от артефактов, поражающих камеры Kodak, в Nikon используетс оптический фильтр, размещенный внутри камеры. Это привело к успеху, но результатом были очень мягкие изображения, имеющие резкие границы на высококонтрастных участках. Вы можете убрать часть этой резкости, используя интенсивное смягчающее маскирование в Photoshop, но это еще более подчеркивает и без того уже резкие края. Такую ситуацию трудно скорректировать.

Устройство автоматического баланса белого оказывает большую помощь при работе со смешанными источниками света, например свет из окна и от ламп накаливания, но иногда оно ведет себя странно при дневном свете. Например, мы сделали два снимка с одного места, но один в восточном, а другой в западном направлении, и получили интенсивный желтый оттенок на снимке в восточном направлении и слабый голубой - на снимке, сделанном в западном направлении. В большинстве случаев цвет от камеры Nikon был хорошим - похоже, что различение оттенков красного было лучше, чем в двух сравнимых камерах Kodak, - но на некоторых изображениях было трудно, если не невозможно, откорректировать баланс белого. В некоторых отношениях мы посчитали Nikon E2s более разочаровывающей, чем камеры Kodak, может быть, потому, что на первый взгляд она показалась гораздо более обещающей.

После того как мы набрались опыта, работая с "мегапиксельными" камерами, переход к камере Kodak DCS 460 был приятной переменой. В ней использован тот же корпус Nikon N90, что и в DCS 420, но применение матрицы большего размера позволяет исключить многие из недостатков более дешевых камер Kodak: внутренний экспонометр работает точно, изображение занимает почти весь видоискатель, а эффективное фокусное расстояние объектива лишь немного превышает паспортное.

Камера DCS 460 не полностью свободна от типичных дл Kodak артефактов оранжевого и голубого цвета, но они встречаются реже и менее заметны, чем в камерах с меньшими матрицами. На качестве изображений благотворно сказывается также использование карты PowerShop фирмы Adaptive Solutions и специального фильтра. В общем, если забыть о цене, работа с DCS 460 доставляла удовольствие, и мы получили несколько отличных снимков.

Вы можете скептически относиться к возможности использования камер с задней разверткой как внестудийных. Однако один из соавторов этой статьи - фотограф-профессионал Стивен Джонсон - использует дл большинства своих ландшафтных работ Dicomed Digital Camera Back. (Фактически разработчик этой камеры, Майкл Коллетт, сконструировал и построил ее в расчете на съемки ландшафта.) Джонсон считает, что огромный динамический диапазон, превосходная передача цветов и высокое разрешение этой камеры позволят ей фиксировать оттенки цвета и тона, недостижимые при работе с пленкой. После интенсивных испытаний соавторы Брюс Фрейзер и Питер Гоулд, а также наши редакторы и художники поверили в возможности этой камеры.

Во внестудийных условиях камера Dicomed работала в сочетании с портативным компьютером PowerBook 540c; использовалось программное обеспечение, разработанное Коллеттом и обеспечивающее ряд удобств, например автоматическую балансировку темнового тока, 36-бит регистрацию и кадрирование внутри камеры, что, вероятно, в конце концов попадет в программное обеспечение камеры Dicomed.

Работа с PowerBook во внестудийных условиях предоставляет несколько преимуществ. Вы можете произвести 30-с предварительное сканирование, дающее обзорное изображение и гистограмму, по которой можно проверить, правильно ли вы выбрали динамический диапазон сцены. Каждая цифровая камера, а не только студийная, должна выдавать гистограмму (независимо от последующего рассмотрения изображения), так как только по ней можно сказать, будут ли правильно воспроизведены свет и тени. Солнце дает массу света, так что регистрация изображения во внестудийных условиях производится значительно быстрее, чем в студии, - получение снимка с максимальным разрешением занимает примерно 2,5 мин.

Если вы используете цветной PowerBook с достаточно большой оперативной памятью, вы можете прямо на месте открыть файл в Photoshop и проверить, получили ли вы то, чего хотели. Может показаться, что подобный подход к фотографии имеет целью занять свое место на рынке, но фактически все рассмотренные нами камеры имеют довольно ограниченное применение. Еще не существует такой вещи, как универсальная цифровая камера, по крайней мере - пока.

ВНЕСТУДИЙНЫЕ КАМЕРЫ/сравнение характеристик
Kodak Professional DCS 420 Digital CameraKodak Professional EOS-DCS 5 Digital Camera++ Kodak Professional DCS 460 Digital CameraNikon E2s Digital C amera
Цена по каталогу, долл. 10 99511 99527 99518 995
Тип чувствительного элементаПлоская матрицаПлоская матрицаПлоская матрицаПлоская матрица
Максимальное разрешение, пиксел1012х15241012х15242036х30601280х1000
Тип камеры (совместимые модели)Специальная(корпус Nikon N90)Специальная(корпус Canon EOS-1 N)Специальная(корпус Nikon N90)Специальная
Регистрация цветаОднокадровая цветнаяОднокадровая цветнаяОднокадровая цветнаяОднокадровая цветная
Внутренний динамический диапазон, бит36363630
Динамический диапазон при выводе, бит24 или 4824 или 4824 или 4824
ПамятьPC Card (Type III)PC Card (Type III)PC Card (Type III)PC Card (Type I)
Число запомненных изображений225 (340-Мбайт карта)225 (340-Мбайт карта)56 (340-Мбайт карта)5 при полном разрешении, 84 со сжатием (15-Мбайт карта)
Эквивалентная чувствительность пленкиISO 50 - 400 ISOISO 100 - 400ISO 80ISO 800 или 1600
Возможность балансировки белогоПосле съемкиПосле съемкиПосле съемкиАвтоматическая или ручная
Объективы (поставляются/совместимы)Не поставляется/любой NikonНе поставляется/любой Canon EFНе поставляется/любой NikonНе поставляется/Nikon 6 - 800 мм
Поставляемое программное обеспечениеВставка PhotoshopВставка PhotoshopВставка PhotoshopNikon Image Browser
Фирма, адрес, телефонEastman Kodak, Rochester, NY, 800-235-6325, 716-724-4000Eastman Kodak, Rochester, NY, 800-235-6325, 716-724-4000Eastman Kodak, Rochester, NY, 800-235-6325, 716 -724-4000Nikon, Melville, NY, 800-526-4566, 516-567-6355
++ лучшая покупка (выбор редакции MacUser)

БЫТОВЫЕ КАМЕРЫ

Накаляется обстановка и в секторе рынка бытовых камер. И хотя цифровые камеры этой категории еще далеки от того, чтобы считать их дешевыми, делаются попытки благодаря выпуску нового поколения цифровых камер с трехзначными ценами распространить цифровую фотографию на значительно более широкий круг потребителей, чем прежде. Мы познакомились с четырьмя камерами: Apple QuickTake 150, Casio QV-10, Kodak Digital Science DC 40 Camera и черно-белой камерой Logitech FotoMan Plus Mac.

Поработав с этими камерами, мы можем сказать, что, если говорить о качестве изображения, то лучше потратить деньги на современную полуавтоматическую фотокамеру с 35-мм пленкой (действительно хороша камера этого класса стоит 300 долл.) и далее переносить изображения на компакт-диск. Привлекательность бытовых цифровых камер обусловлена возможностью быстрого и простого переноса изображений в компьютер и - смеем полагать - страстью к хитроумным устройствам ради них самих.

Камеры Apple QuickTake 150 и Kodak DC 40 имеют очевидное фамильное сходство, - обе сконструированы фирмой Kodak, - но все их различия - в пользу камеры Kodak. Обе камеры - простейшие изделия, имеющие такой же набор возможностей, как у полуавтоматической камеры 1960-х годов. Они не требуют фокусировки при наименьшем расстоянии около 120 см. (Фирма Apple предлагает съемную пластиковую линзу для съемки на близком расстоянии, что мы расценил скорее как неудачную шутку, но на обе камеры можно устанавливать некоторые объективы сторонних фирм.) Обе камеры имеют встроенные вспышки, освещающие объекты на расстоянии от 1,2 до 2,4 м, и ни одна из них не имеет регулировок затвора или диафрагмы. Камера DC 40 имеет средства компенсации экспозиции, но все, что вы можете сделать с ними, - это записывать свои экспозиции, так как нет никакой обратной связи, которая позволила бы вам решать, когда ими воспользоваться. Вы направляете камеру на объект и спускаете затвор, и что вы получили - то получили.

В обеих камерах используется сильное сжатие по методу JPEG, которое нельзя выключить - было бы лучше, если бы это можно было сделать. На первый взгляд исходные (необработанные) изображения, полученные с камеры QuickTake 150, выглядят несколько лучше, чем немного большие исходные изображения с DC 40, но все они страдают неверной передачей цветовых оттенков. Правда, изображения с DC 40 легче корректировать, чем изображения с QuickTake 150 с их перенасыщенностью и яркими бликами. Основное различие между этими камерами - в поставляемом с ними программным обеспечением.

Программа PhotoFlash фирмы Apple снабжена "ползунковыми" регуляторами, которые позволяют регулировать яркость и контраст, баланс белого и резкость, но для получения хотя бы наполовину правильной цветопередачи оператор должен иметь значительный опыт цветокорректировки. Если у вас есть такой опыт, то лучше воспользоваться пакетом Photoshop. PhotoEnhancer фирмы Kodak позволяет создавать пункты меню с именами, например: Облачно, Солнечно, В помещении, Вспышка, а впоследствии производить балансировку цветов автоматически. Это программное обеспечение имеет свои ограничения, но оно гораздо удобнее для новичков, чем программы Apple. Дожили: программы Kodak лучше программ Apple по удобству работы с ними!

Casio QV-10 - камера совершенно другого сорта - это во всем камера 1990-х годов. Правда, она не дает лучших изображений, чем Apple или Kodak (фактически изображения заметно хуже), но она выполняет некоторые удобные вещи, на которые не способны другие камеры. И, кроме этого, с ней гораздо приятнее работать.

Имея размер почти как у небольшой современной полуавтоматической камеры, Casio QV-10 вместо оптического видоискателя снабжена расположенным на задней стенке цветным жидкокристаллическим дисплеем (ЖКД), который используется для выбора композиции кадра и установки экспозиции. Поскольку ЖКД поворачиваетс относительно корпуса камеры в вертикальной плоскости, его можно использовать как видоискатель при съемках с уровня пояса. Несмотря на номинальную чувствительность камеры, равную ISO 100, эквивалентная чувствительность пленки в условиях слабого освещения ближе к ISO 1600, что избавляет от необходимости вспышки. Эти особенности делают камеру великолепно подходящей для серьезных снимков. Объекты вашей съемки будут думать, что вы играете в видеоигру, а не занимаетесь их съемкой.

Чтобы вы могли посмотреть, что у вас получилось, камера имеет режим воспроизведения, в котором записанные в память изображения выводятся на ЖКД. Это дает немедленное удовлетворение. Можно также подключить камеру к телевизору или видеомагнитофону и воспроизводить записанные изображения на телевизоре, где они выглядят просто прекрасно. Цифровые файлы смотрятся гораздо хуже вследствие сильного их сжатия по JPEG (каждый файл сжимается до 24Кбайт) и необходимости сильной цветовой коррекции.

Casio QV-10, вероятно, не годится, чтобы репродуцировать изображения для печати, превышающие по размеру почтовую марку, но с определенностью можно предвидеть ее применение для формирования Web-страниц в сети Internet или для представления изображений на ТВ-мониторе, поскольку изображения можно переносить с диска на камеру. В общем по удобству работы с ней, размеру и функциональным возможностям эта камера, видимо, опережает другие камеры данной категории на 20 лет. Она пока еще не обеспечивает очень хороших снимков, но возможность получения снимка через несколько минут после съемки настолько привлекательна, что вы согласитесь на то, что она дает.

Камера FotoMan Plus фирмы Logitech была одной из первых бытовых цифровых камер, и ее возраст начинает проявляться - она поставляется с приставкой дл вышедшей из употребления программы Digital Darkroom фирмы Aldus. Камера дает небольшие зернистые изображения в серой шкале, которые можно использовать при вынужденных обстоятельствах для малоформатного вывода при низком разрешении, но она очень примитивна по сравнению с другими камерами. Наиболее раздражающа особенность FotoMan Plus - это то, что вы реально не знаете, когда вы сделали снимок. Вы только слышите звуковой сигнал через 10 с, когда кончается запись изображения в память.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КАМЕРЫ/сравнение характеристик
Apple QuickTake 150Casio QV-10++ Kodak Digital Science DC 40 CameraLogitech FotoMan Plus Mac
Цена по каталогу, долл. 739999995399
Тип чувствительного элементаПлоская матрицаПлоская матрицаПлоская матрицаПлоская матрица
Максимальное разрешение, пиксел640х480480х240756х504496х360
Тип камерыСпециальнаяСпециальнаяСпециальнаяСпециальная
Регистрация цветаОднокадровая цветнаяОднокадровая цветнаяОднокадровая цветнаяОднокадровая черно-белая
Внутренний динамический диапазон, бит2424248
Динамический диапазон при выводе, бит2424248
Память1-Мбайт флэш2-Мбайт флэш4-Мбайт флэш1-Мбайт динамич. ОЗУ
Число запомненных изображений16 высококачественных, 32 стандартных9648 высокого качества, 99 стандартных32
Эквивалентная чувствительность пленкиISO 85ISO 100ISO 84ISO 200
Возможность балансировки белогоДневной свет или вспышка (автоматика)Автоматич.НетНет
Объективы (поставляются/совместимы)Фиксированный фокус, макросъемка/KaidanФиксированный фокус, макросъемка/нетФиксированный фокус 42 мм/любой 37 мм с резьбойФ иксированный фокус 64 мм/любой 37 мм с резьбой
Поставляемое программное обеспечениеApple PhotoFlash 2.0, Панель управления QuickTakeCasio QV-MacPhotoEnhancerDigital Darkroom, ScanMan 2.3
Фирма, адрес, телефонApple Computer, Cupertino, CA, 800-767-2775, 408-996-1010Casio, Dover, NJ, 800-962-2746, 201-361-5400Eastman Kodak, Rochester, NY, 800-235-6325, 716-724-4000Logitech, Fremont, CA, 800-281-7717, 510-795-8500
++ ЛУЧШАЯ ПОКУПКА (выбор редакции MacUser)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цифровая фотография находится еще в младенческом возрасте. Все камеры, с которыми мы познакомились, вероятно, имеют какое-то полезное применение и некоторые из них более универсальны, чем другие. В ближайшие месяцы рынок заполнится еще больше, поскольку такие фирмы, как Sony, Ricoh, Agfa, ScanView и MegaVision, будут предлагать новые изделия. В некоторых применениях цифровая камера может сэкономить время и деньги, но следует сознавать присущие ей ограничения и иметь уверенность, что как объекты съемки, так и процесс воспроизведения изображений могут справиться с этими ограничениями. Для подавляющего большинства применений пленочные камеры явно опережают цифровые и почти наверняка будут оставаться с нами в течение многих лет. Цифровая фотография обладает огромным потенциалом, и мы надеемся, что к следующему обзору цифровых камер многие из ее возможностей будут реализованы.